Июль в цифрах

Новости Глобального договора ООН

Подробнее

Июнь в цифрах

Новости Глобального договора ООН

Подробнее

Май в цифрах

Новости Глобального договора ООН

Подробнее

Апрель в цифрах

Новости Глобального договора ООН

Подробнее

Март в цифрах

Новости Глобального договора ООН

Подробнее

Инклюзивные бизнес- модели: миф или реальность?

Сегодня по всей Беларуси проходит кампания «Инклюзивная Беларусь: цели устойчивого развития для всех» (хэштэг #InclusiveBelarus), организованная агентствами ООН. Кампания стартовала 24 ноября в г. Гродно. Эстафету «Инклюзивной Беларуси» 24 ноября приняли: Брест и 30 ноября – Гомель, 2 декабря – Могилев, 6 декабря – Витебск, 9-10 декабря – Минск.

 

Цель кампании – обратить внимание правительства, бизнеса, гражданского общества и всей общественности к проблемам социально уязвимых слоев населения, активизировать внутренние ресурсы для их поддержки, интегрировать новые формы взаимодействия и кооперации для реального их включения в активную экономическую и общественную жизнь. В рамках кампании проводятся встречи, мастер классы, семинары по лидерству, организуются фотовыставки, посвященные проблемам инвалидности, бесплатные концерты с участием инвалидов и звезд белорусской эстрады.

 

Активное участие в достижении Целей тысячелетия принимает бизнес всего мира, и наши предприятия не исключение: поддерживают принципы корпоративной социальной ответственности, присоединяются к международным инициативам в области устойчивого развития, к Инициативе ООН «Глобальный Договор».  И это мировая тенденция. Компании в наши дни активно ищут пути своего развития, чтобы быть более инновационными и гибкими к изменениям, и большой потенциал для развития предпринимательской деятельности лежит там, где его обычно не ищут – среди уязвимых слоев населения с низким доходом. Взаимная заинтересованность международных организаций и частного сектора привела к появлению концепции «Инклюзивный Бизнес», к которой в настоящее время неуклонно растет интерес во всем мире. В виде формализованной и глобально поддерживаемой концепции инклюзивная бизнес-модель впервые была представлена 1 июля 2008 года в докладе ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения» (англ. Creating Value for all: Strategies for Doing Business with the Poor).

Инклюзивные бизнес-модели представляют собой уникальный способ ведения бизнеса, который направлен на устойчивые решения социальных проблем, снижение уровня бедности и создание пользы для населения, сохраняя при этом коммерческую выгоду. 

 

Для компаний, инклюзивные бизнес-модели - это возможность для роста и конкурентное преимущество, расширение рынка, использование инновационных подходов, укрепление систем снабжения, рост деловой репутации и имиджа, и, как следствие лояльности клиентов и власти.

Для государств, инклюзивный бизнес воплощает в себе эффективный подход к общему социально-экономическому росту и развитию.

Для бедных – устойчивый доход, расширение возможностей.  И наконец, инклюзивные бизнес-модели служат источником лучшей жизни, социальной интеграции, занятости и устойчивых средств к существованию.

Инклюзивная бизнес-модель включает бедных в качестве потребителей, как клиентов или покупателей, и в качестве работников, производителей и предпринимателей на разных этапах цепочки создания стоимости, обеспечивая взаимовыгодное развитие бизнеса с участием бедных.

Так что же требуется для того, чтобы из обычного бизнеса сделать инклюзивный? Одним из ответов является включение уязвимых слоев населения в производственно-сбытовую цепь. Таким образом, население с низким уровнем дохода получает шанс стать частью компании, например, в качестве сотрудников, поставщиков сырья, дистрибьюторов, розничных торговцев или поставщиков услуг. Еще один вариант создания инклюзивного бизнеса подразумевает производство необходимой продукции, непосредственно для нуждающихся людей.

 

Эта новая форма бизнес-мышления дает удивительные результаты. Среди известных примеров сектор микрофинансирования, где только за пять лет общее количество клиентов выросло на 500%, а прибыль на акционерный капитал в среднем превышает сектор традиционных банковских услуг. Конкретный пример – австралийская компания «Марап», производящая органические продовольственные продукты на основе импортируемого из Узбекистана сырья. Свою сырьевую базу она расширила за счет посадки 150 тысяч фруктовых и ореховых деревьев в самых климатически неблагоприятных районах этой страны. Для данных целей мелкие производители оформили в длительную аренду землю. И теперь компания закупает для своих предприятий выращенное этими фермерами сырье. Таким образом, 500 малообеспеченных семей проблемного региона были вовлечены в производственный процесс. И таких примеров масса.

 

Белорусский бизнес также вносит свой вклад в развитие подобных бизнес-моделей. Создают линейки доступных дешевых продуктов и услуг, развивают проекты по телемедицине, которые обеспечивают доступ к качественным медицинским услугам населению в отдаленных регионах республики.

 

Хочется надеется, что ответственный белорусский бизнес продолжит деятельность в данной области, и, возможно, кампания «Инклюзивная Беларусь» положит начало новым инициативам, встраивая наши малые города и сельские населенные пункты в цепочки поставок и создавая новые предприятия в них, развивая кооперацию, вовлекая в трудовую деятельность социально-уязвимые слои населения, обеспечивая тем самым устойчивое развитие не только своему бизнесу, но и обществу в целом.

 

 

29.11.2016