Сеть Глобального
Договора в Беларуси
Присоединиться

Проекты по удаленным покупкам, фудшерингу, медосвидетельствованию водителей: как резиденты Брестского технопарка адаптировались к пандемии

25 Мая 2021

Мы уже рассказывали, как бизнес Беларуси перенес первую и вторую волны пандемии в 2020 году. Сегодня настал черед обратиться к опыту отдельных компаний из регионов. О том, как бизнес Брестской области адаптировался к вызовам пандемии, рассказывает Дмитрий Макарук, директор Брестского научно-технологического парка. В рамках проекта "Важно знать" публикуем текст и видео его выступления во время семинара "Местный бизнес в условиях COVID19".

Справочно о проекте “Важно знать”

Сеть Глобального Договора в Беларуси проводит большую работу по направлениям, связанным с внедрением в бизнес-практики 10 универсальных принципов Глобального Договора и достижением Целей устойчивого развития. Несмотря на наличие в интернете большого объема самой разной информации, мы, тем не менее, совместно с ведущими экспертами будем отдельно освещать наиболее актуальные темы и знакомить вас с ними на нашем сайте. 

Материалы, которые уже вышли в рамках проекта:

Due diligence в сфере прав человека: теория, практические советы и реальные кейсы

26% пенсионеров Беларуси хотят работать: эксперт о том, как обстоят дела с трудоустройством пожилых людей в стране

Пожилые сотрудники и выгода для компании: как обстоят дела с трудоустройством пожилых людей в России

COVID19 и бизнес Беларуси: исследование BEROC

Какие проекты выстрели в пандемию

В 2020 году, по наблюдениям Дмитрия Макарука, "выстрелили" проекты, связанные с распознаванием лиц, определением состояния человека по его внешнему виду - через считывание инфракрасными датчиками температуры, через определение благодаря нейронным сетям, болеет ли человек. Несмотря на то, что такие проекты развивались до этого в течение длительного времени, максимальное развитие они получили благодаря влиянию пандемии.

Активное развитие получили также и проекты, связанные с удаленными покупками/продажами. Наиболее интересный из таких проектов среди резидентов Брестского технопарка - проект Eyezon. У проекта очень молодая по возрасту команда, но очень серьезная по компетенциям: старшему - 25 лет, младшему - 18. Суть проекта в том, что он обеспечивает доступ пользователям, которые находятся дома, к товарам. На сайте магазина размещается кнопка, при нажатии на которую потребителем с ним связывается менеджер по продажам и показать интересующие товары. У проекта очень крупные клиенты - начиная от российских торговых сетей, специализирующихся на бытовой технике и электронике, и заканчивая Adidas.

- Это показатель того, что продукт востребован и мы уходим в новую эру: когда люди не могут пойти в магазин, но хотят приобрести товар, у них есть потребность, вопрос в том, как они могут это приобрести, - отмечает Дмитрий Макарук.  

Проект Eyezon позволяет связываться с магазином по видео и смотреть интересующую вещь.

Источник фото: https://www.eyezon.live/

Medtech-проекты от резидентов Брестского технопарка в пандемию

Дмитрий Макарук обратил внимание, что многие резиденты технопарка отреагировали на проблемы, связанные с COVID19 и помощью медикам. 

Например, в медицинских учреждениях бумажные документы передаются из грязных зон в чистые несколько раз в течение дня. Вероятность того, что вместе с ними передается вирус, довольно большая. 

Один из резидентов - ЧУП “Белинновация”, который уже давно занимается информационным сопровождением медицинских услуг, предложил разработку, посвященную документообороту в медучреждениях на планшетах - автоматизированную информационную систему “МЕДИК”. Чтобы реализовать проект, деньги на закупку планшетов не понадобились - пригодились планшеты с последней переписи населения. 

АИС "Медик"

Проект Программно-аппаратный комплекс “Предрейсовый осмотр” резидента Брестского технопарка ООО “Компьютерный информационные системы” посвящен безопасному освидетельствованию водителей перед выездом. У человека есть риск заразиться - общение с медиками, нахождение в очереди, где много людей. Было предложено решение проводить освидетельствование водителя через инфокиоск, где есть камера с нейронной сетью, распознающей человека и его состояние: измеряется давление, определяется наличие алкоголя в крови через дыхание, определяются другие важные параметры. Процесс дистанционно контролирует медик, который при положительном результате освидетельствования подписывает электронной подписью бланк, после этого водитель имеет право отправиться в рейс. 

О формировании нового потребительского опыта

По информации Дмитрия Макарука, появилась череда проектов, так или иначе связанных с формированием нового потребительского опыта. С учетом того, что в Беларуси не было жестких ограничений по передвижению, работе точек общественного питания, бизнес развивал проекты, направленные на реализацию за пределами страны - в государствах, где введены строгие ограничения по перемещению. 

Один из проектов резидентов Брестского технопарка был связан с не самой актуальной, по мнению директора Брестского технопарка, темой для Беларуси - фудшерингом. В то же время это направление очень актуально для стран Юго-Восточной Азии: Китая, Японии, Корее, в последнее время направление начало также активно развиваться и в Европе. 

- Кстати, белорусский опыт тоже показал, очень большая проблема в первые месяцы, когда пошли карантинные ограничения, когда люди сами стали самоограничиваться от посещения мест скопления людей, – это общественное питание, - констатировал спикер. - Те, у кого была служба доставки, смогли сохранить оборотный капитал и сохранить команды. У кого доставки не было, столкнулись с тем, что кухни просто закрывались. Люди отпускались на бессрочный неоплачиваемый отпуск из которых не все возвращались, потому что находили другую работу. И случилось так, что пришли к нам с проектом, причем проект изначально был запущен в Киеве.

Источник фото: pexels.com

Этой весной видоизмененный вариант проекта FoodHub 7.0 пилотировался в Брестском технопарке.  Происходило это по следующей схеме: должны быть новые каналы продаж, новые каналы доступа к клиентам и при этом с минимальным контактом с клиентами. 

- Это даже не классическая доставка, когда служба доставки контактирует с каждым клиентом, с каждым потребителем. Мы говорим об инструменте, который позволит в определенных местах оставлять готовую еду, где клиент сможет забирать ее.

Суть проекта в том, что компания ставит холодильник, который привязывается к телеграм-боту. Потенциальные клиенты получают рассылку о том, что они могут заказать комплексный обед - суточные боксы (3 приема пищи + 2 перекуса в сутки). Боксы можно забирать в любое время, их к определенному моменту привозит курьер, ставит в холодильник.

- Это помогает, во-первых, общественному питанию получить новый канал продаж - если не работают официанты, есть шанс хотя бы сохранить кухню. В данном случае предприятие может частично закрыть те оборотные активы, которое могло бы потерять. С другой стороны, этот проект решает проблему потребителей в странах, где введены строгие меры карантина. Задача этого проекта в том числе - доставлять людям вкусную, качественную еду их хороших кафе и ресторанов, - отметил Дмитрий Макарук.

Развитие технологий четвертой промышленной революции на базе Брестского технопарка

На базе Брестского технопарка реализуется проект "Стимулирование потенциала технологий Четвертой промышленной революции для инклюзивного и устойчивого промышленного развития в Беларуси" (по линии UNIDO), посвященный автоматизации процессов с минимальным участием человека в самом производстве, в контактировании с продуктами питания. Этот проект позволит нам сформировать новые потребительские, бизнес-модели, связанные с технологиями четвертой промышленной революции. Для этого в Брестском технопарке будет создан демонстрационный центр, построенный на использовании высокотехнологичного машиностроительного оборудования и с собственным сервером. 

- То есть организации не придется покупать высокотехнологичное оборудование - и его, и услуги сервера можно будет взять в аренду или в некоторых случаях даже на безвозмездной основе, - пояснил спикер. - Например, что касается холодильника для проекта проекта по фудшерингу, технопарк отдал его нужды собственных холодильник. Это в определенном смысле новая потребительская модель, которую мы стараемся помогать развивать

Фото носит иллюстративный характер

Отвечая на вопрос, преодолел ли бизнес Беларуси последствия первых волн COVID19, Дмитрий Макарук констатировал, что ИТ-компании адаптировались еще к лету 2020-го. Если же говорить о бизнесе, связанном с машиностроением, приборостроением, то таким компаниям перестраиваться сложнее.