Сеть Глобального
Договора в Беларуси
Присоединиться

Представители бизнеса обсудили, как работают компании Беларуси в условиях COVID19

01 Июля 2020

Следствием пандемии COVID19 стал экономический кризис, который затронул все страны мира, в том числе и Беларусь. Сегодня наступило время осмыслить, как пандемия повлияла на развитие бизнеса в нашей стране. Этому была посвящена онлайн-дискуссия «Бизнес в условиях #COVID19: выживание или развитие?», организованная Представительством ООН в Беларуси, Сетью Глобального Договора в Беларуси и Press Club Belarus.

Во время мероприятия спикеры обсудили, как общие тенденции реагирования бизнеса на коронавирус, так и конкретные вызовы, с которыми сталкиваются компании крупного, среднего и малого бизнеса, работающие на местном рынке. Несмотря на сложности, беларуский бизнес не только выживает, но и помогает решать проблемы пандемии, с которыми сталкивается сообщество. Как это удается и за что нужно благодарить бизнес, обсуждалось на прошедшей онлайн встрече.

Мировой опыт в контексте Беларуси

Ольга Щербина, глава Представительства Международной финансовой корпорации в Беларуси, рассказала, какие меры принимаются в странах мира для поддержки бизнеса в кризисный период.

Источник фото: bel.biz

К финансовым и фискальным мерамотносятся различные гранты, субсидии, отсрочки либо отмены платежей, кредитные каникулы, льготные программы кредитования, дополнительные программы гарантий.

По наблюдениям Ольги, финансовые меры, которые были приняты в Беларуси, помогли не всем компаниям, и, в целом, оказались недостаточно своевременными.

К нефинансовым мерамотносится упрощение бизнес-процедур, мораторий на проверки, упрощение лицензирования. Эти меры практически не требуют никаких финансовых вложений, однако создают некоторый прирост ВВП в дальнейшем и способствуют обеспечению уровня занятости, производительности труда.

Нефинансовые меры во время текущего кризиса пока не использовались в Беларуси и в этом всё ещё заключается существенный ресурс поддержки, отметила глава Представительства.

Анализ мер, которые сегодня предпринимают сами компании для оптимизации своей деятельности, показывает, что чаще всего это переезд в меньший офис, сокращение офисных закупок, снижение премий, бонусов, непрофильных расходов. Тем не менее, большинство компаний стремятся сохранить своих сотрудников.

Некоторые бизнесы смогли очень быстро адаптироваться к ситуации. Например, бар "Свободы, 4", столкнувшись с кризисом, разработал сайт, освоил новое производство, запустил доставку.

- Как бы банально это ни звучало, кризис - время возможностей, - уверена Ольга.

Ситуация в регионах

Никита Беляев, тематический координатор проекта ПРООН «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», отметил, что для региональных компаний Беларуси универсальные рекомендации, такие, к примеру, как переход в онлайн, не работают, либо работают частично.

Источник фото: Facebook

Так, многие заведения общепита создавали сайты и запускали доставку, но это не сработало, и они вынуждены были закрыться.

- В регионах Беларуси наблюдается падение инициативы, а также "микромизация бизнеса" - от ИП переходят в категорию самозанятых, то есть к осуществлению деятельности по заявительному принципу. Есть проблема нехватки знаний и умений, возникают сложности с переходом на новые модели и форматы работы. Отсутствие гибкости не позволяет малому и среднему бизнесу в регионах быстро переориентироваться на новых партнеров, найти новые финансовые возможности, - считает Никита Беляев.

Выходом может стать создание коопераций малого и среднего бизнеса. По мнению Никиты, это, с одной стороны, увеличивает добавленную стоимость товаров, с другой стороны, позволяет снизить издержки на их производство. Также нужно использовать такой инструмент, как бизнес-ассоциации, чтобы формировать предложения для государственных институтов и выносить их на государственный уровень.

МТС: опыт работы во время пандемии пригодится в будущем

Николай Булаш, руководитель коммерческого департамента СООО «Мобильные ТелеСистемы», рассказал, как компания МТС адаптировалась к вызовам, продиктованным пандемией.

Источник фото: mts.by

- Сложившаяся ситуация ускорила внедрение решений, которые мы ранее разрабатывали. Произошло существенное перераспределение в рамках каналов взаимодействия с клиентом. По некоторым торговым объектам у нас сократились потоки в два раза, и персонал, который работал в торговой сети, оказался загружен не полностью. Вместе с тем в этот же период начал формироваться удаленный спрос, - отметил Николай.

Несколько недель потребовалось компании чтобы адаптироваться к удаленному взаимодействию с клиентами.

- С учетом возможностей цифровых продуктов эффективность сотрудников, как мы уже понимаем сейчас, не снизилась. Это в будущем позволит нам сэкономить на аренде площадей под офисы, а также повысить эффективность работы персонала, - спрогнозировал Николай.

ИТ-компании: экономия на офисных расходах и запуск социальных проектов

Шамилька Самарасинха, руководитель международной программы корпоративной социальной ответственности ЕPAM, поделилась опытом того, как крупная международная корпорация с оборотом более $2 млрд. справляется с последствиями COVID19.

- Наши сотрудники в Беларуси сохранили рабочие места и продолжают работать из дома. Компания разработала и запустила платформу EPAM Anywhere, которая помогает нанимать на удаленную работу людей из любой точки мира и подключать их к реализации проектов, - рассказала представитель EPAM.

Источник фото: hrpremia.by

Таисия Пастухова, специалист по коммуникациям компании SoftTeco, подчеркнула, что для ее компании удаленная работа и удаленная коммуникация - норма, поскольку все клиенты находятся за рубежом. Однако пандемия, безусловно, повлияла на работу SoftTeco.

Из положительного - компания приняла решение не увольнять сотрудников, и, таким образом, обеспечила им уверенность в завтрашнем дне. Сотрудников не переводили на удаленную работу в обязательном порядке - каждый сам принимал решение, как ему удобнее работать. Важно отметить, что на всех этапах развития кризисной ситуации руководитель SoftTeco открыто делился своими планами с сотрудниками и этим заручился их пониманием и поддержкой.

Как экономят? Попросили арендодателя заморозить стоимость аренды офиса. Также компания экономит на бонусах для менеджеров и, так называемых, "айтишных плюшках" (продуктах питания и напитках для офиса).

Еще одна особенность работы компании во время пандемии - из-за того, что некоторые проекты были заморожены, ряд сотрудников оказались на время не занятыми на основных проектах. Компания воспользовалась этой ситуацией, чтобы вместе с этими людьми запустить благотворительные программы.

Grillman: как пришла идея кормить врачей и как сейчас работает ресторан

Юрий Агеенко, владелец и шеф-повар ресторана Grillman, поделился, как пришла идея кормить врачей инфекционной больницы и как пережил пандемию ресторан, который запустил известную на всю страну акцию #собериссобойкудоктору.

Источник фото: TUT.BY

Команда Grillman в конце февраля 2020 года была в Милане на кулинарной выставке. Там пообщались со знакомым ресторатором, который как раз собирался закрывать заведение и готовить еду для врачей.

По приезду из Италии с каждым днем посетителей становилось все меньше. В результате Юрий принял решение закрыть ресторан и предложил коллективу попробовать готовить еду для врачей инфекционной больницы. Ребята поддержали.

У Grillman оставался недельный запас продуктов, кроме того, команда быстро организовалась, обратилась к поставщикам и попросила их помочь, кто чем может. Откликнулись 150 компаний, которые практически полностью закрыли потребность ресторана в материальных ресурсах. Также через площадку MolaMola удалось собрать более 60 000 рублей. Таким образом маленькая команда смогла кормить вкусными обедами более 700 медиков! И сегодня, несмотря на охладевший интерес СМИ, Grillman продолжает обеспечивать питанием врачей реанимации инфекционной больницы.

Этот опыт помог команде Grillman пересмотреть свою работу и найти новый сегмент клиентов.

- Теперь мы можем готовить и доставлять еду для тех, кто на удаленке. Мы поняли, что это может работать, только благодаря тому, что готовили еду для медиков, - подытожил Юрий.

Резюме: как выжить бизнесу в пандемию

Максим Подберезкин, исполнительный директор Сети Глобального Договора в Беларуси и один из модераторов встречи, обобщил высказанные антикризисные советы для бизнеса:

  • выходить в онлайн;
  • быть открытым во взаимодействиях со своими сотрудниками, честно рассказывать о текущей ситуации в компании и вместе искать выход;
  • оптимизировать расходы (аренда офиса, непрофильные траты и пр.);
  • кооперироваться с другими бизнесами;
  • внедрять новые подходы и новые форматы;
  • использовать временно незадействованные ресурсы на благие цели.
  • Полную версию онлайн-дискуссии можно посмотреть на нашем канале в YouTube.

***

Сегодняшнюю ситуацию многие сравнивают с идеальным штормом для нашей страны. Экономические проблемы, накладываются на социальные и политические, ситуация в здравоохранении подрывает базовую человеческую потребность - в безопасности. Все вместе создает фон неопределенности, к которому сложно адаптироваться. Тем не менее, в этой ситуации мы как никогда ясно видим, насколько велика роль бизнеса в современном обществе.

"Сегодня бизнес может и должен играть центральную роль в социальной трансформации", - заявила на прошедшем 15-16 июля 2020 года Саммите Лидеров ООН исполнительный директор Глобального договора ООН Санда Оджамбо (Sanda Ojiambo). В ситуации коронавируса мы увидели, что в Беларуси бизнес уже играет эту роль. Поэтому от имени Сети Глобального Договора хочется сказать всем неравнодушным компаниям: спасибо за то, что вы делаете!