ЕSG и устойчивое развитие. Готов ли белорусский рынок к этому?
В Минске прошла первая в Беларуси конференция по ESG, организованная БИЗНЕС-ШКОЛОЙ XXI ВЕК-КОНСАЛТ. В ней приняли участие руководители компаний, банков, ведущих вузов страны, а также представители агентств и ведомств, отвечающих за внедрение ESG-повестки.
Что такое ESG, как ESG-тренды меняют глобальную экономику, почему ESG-трансформация неизбежно затронет каждый бизнес в ближайшее время, как подготовиться белорусскому рынку к новому вызову и как это может повлиять на его развитие, – ключевые темы, которые были подняты на конференции.
В широком смысле ESG – это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на принципах:
-
ответственного отношения к окружающей среде (E – environment),
-
высокой вовлеченности бизнеса в решение социальных проблем (S – social),
-
высокого качества корпоративного управления и противодействия коррупции (G – governance).
Бизнес и общество: новый этап отношений.
О том, как и почему меняются взаимоотношения бизнеса и общества, что такое Корпоративная социальная ответственность (КСО), Устойчивое развитие и Корпоративная устойчивость, как эти категории связаны друг с другом и с ESG-концепцией, какие возможности открываются для бизнеса в свете реализации Целей устойчивого развития ООН и в чем заключается новая ответственность для бизнеса и человечества в целом, – рассказал в своем выступлении на конференции Юрий Благов, директор Центра Корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, директор программы «Управление проектами в области социального предпринимательства», к.э.н., преподаватель совместной программы Executive MBA ВШМ СПбГУ и БШ XXI ВЕК-КОНСАЛТ.
Он подчеркнул, что лавинообразный рост популярности вопросов устойчивого развития и ESG требует координации усилий всех специалистов в данной области – исследователей, консультантов и менеджеров. Эти усилия должны быть направлены как на повышение качества управления компаниями, так и на недопущение профанации этой сложной трансдисциплинарной проблематики.
«Если традиционное определение устойчивого развития призывало нас помнить о будущих поколениях, то сегодня глобальная повестка, отраженная в Целях устойчивого развития ООН, приобрела буквально алармистский характер. Речь идет о «новой реальности» для нынешнего поколения: стремительно изменяются рынки и ожидания заинтересованных сторон, ориентированных на ESG-критерии. Более того, мы столкнулись с феноменом так называемого большого разрыва: несмотря на повышение ответственности бизнеса, глобальные проблемы продолжают усугубляться. Выход – развитие капитализма заинтересованных сторон, характеристики которого давно обсуждают теоретики и время которого пришло» – подчеркнул Юрий Благов.
Глобальный Договор ООН в Беларуси.
В мероприятии принял участие Максим Подберёзкин, исполнительный директор Сети Глобального Договора ООН в Беларуси. В своем докладе «Глобальный Договор ООН как крупнейшая в мире инициатива в области корпоративной устойчивости. Роль бизнеса в достижении целей устойчивого развития» спикер обратил внимание на то, как изменилась со временем и особенно под влиянием пандемии роль бизнеса, и почему можно считать, что белорусский бизнес перешел в стадию формирования экосистемы Корпоративной социальной ответственности.
«Любой кризис перестраивает систему устоявшихся взаимоотношений. Многие партнёрства, существовавшие до пандемии, оказались нарушены, но компании учились друг у друга преодолевать кризис, объединялись вокруг общих целей. Определённо сплочение имело место. Станет ли это основой для экосистемы КСО – пока сказать сложно, так как сегодня кроме пандемии мы столкнулись с серьёзным экономическим кризисом. Мы надеемся, что выход из этого кризиса станет переходом на новый уровень партнёрства и развития корпоративной социальной ответственности и устойчивости», – отметил Максим Подберёзкин.
Он рассказал о десяти принципах Глобального договора, о росте запроса на нефинансовую отчетность компаний от клиентов, деловых партнеров, инвесторов, сотрудников, государства, международных институтов и гражданского общества.
«Сам факт публикации компанией своего нефинансового отчета является демонстрацией её ответственности перед своими стейкхолдерами. Кроме того, как правило, это также показатель того, что она уже имплементировала концепцию устойчивого развития в свою работу», – подчеркнул спикер.
Также Максим Подберезкин уделил внимание вопросу ценности участия в Глобальном Договоре с точки зрения руководителей бизнеса и тому, как конкретная компания может присоединиться к инициативе. Он обратил внимание, как это позитивно отражается на развитии бренда, росте доходов, снижении рисков, улучшении финансовых показателей, росте инвестиционной привлекательности и совершенствовании системы управления цепочками поставок.
Становление и развитие ESG
Иван Кухнин, партнер Департамента Управления рисками, руководитель группы услуг в области устойчивого развития Deloitte представил глобальные исследования, которые демонстрируют изменения ценностей бизнеса и переход ориентации бизнеса на ключевых стейкхолдеров, а не только на акционеров. Он подчеркнул необходимость переосмысления важности управления рисками и представил топ-10 рисков по вероятности наступления и топ-10 рисков по масштабу влияния. Также топ-менеджер Deloitte подробно рассказал о Концепции устойчивого развития в контексте бизнеса, отметил шесть преимуществ устойчивого развития для бизнеса: эффективное управление рисками, операционная эффективность и сокращение затрат, доступ к капиталу и высокая рыночная оценка, внедрение инноваций и создание новых возможностей, дифференциация бренда и развитие человеческого капитала.
«Устойчивое развитие – это подход к управлению на стыке экономической, экологической и социальной областей, благодаря которому бизнес обеспечивает свою успешность», – отметил Иван Кухнин.
Спикер представил модель интеграции принципов устойчивого развития в корпоративную стратегию и подчеркнул: «Цели устойчивого развития являются ориентирами для корпоративной стратегии на период до 2030 года. Заявляя конкретные цели устойчивого развития, компания обозначает наиболее значимые области, в которых планирует приложить усилия для достижения существенных результатов в ближайшие годы».
Скорое вхождение в процессы ESG-трансформации создаст множество неопределенностей для белорусских компаний. Поэтому те, кто уже сейчас задумывается о наращивании ESG-компетенций, безусловно, преуспеет в будущем.
Где и как учиться ESG в Беларуси и мире? Как подготовить свой бизнес к новому вызову?
Об этом с участниками конференции поговорила Евгения Пашкевич, заместитель декана по международным программам и аккредитациям Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИБДА РАНХиГС), к.ф.н. (г. Москва).
В своем выступлении «Роль образовательных институтов в развитии ESG-повестки. Инициатива Глобального Договора ООН «Принципы ответственного управленческого образования» (PRME)» Евгения Пашкевич представила глобальные ESG-тренды – ESG как инструмент повышения стоимости бизнеса, рост ESG инвестирования, ужесточение ESG требований банков к клиентам и партнерам, создание ESG репутации, подготовка нефинансовой отчетности.
Спикер обратила внимание на связь ESG-концепции и концепции поколений и представила исследования, согласно которым в ближайшее время покупать товары только у устойчивых брендов планируют:
-
44% потребителей поколения X,
-
54% потребителей поколения Y,
-
62% потребителей поколения Z.
Эти исследования подтверждают неизбежность ESG-трансформации бизнеса, если бизнес планирует сохранить свое существование, и, тем более, если он хотел бы развиваться на внешних рынках.
Поэтому формирование ESG-мышления и ESG-компетенций, прежде всего у менеджмента, – ключевая задача ответственных бизнес-школ. Но сегодня существует довольно большая проблема: согласно глобальным исследованиям, студенты и выпускники бизнес-школ склонны думать и вести себя в соответствии с моделью личной выгоды; более склонны эксплуатировать усилия и затраты других, чем студенты других специальностей; менее склонны действовать в интересах общества.
«Эта тенденция усугубляется в результате духа конкуренции в бизнес-школах, особенно в результате изучения теорий, обосновывающих приоритет личной выгоды и максимизации акционерной стоимости. Опрос студентов и выпускников MBA показал, что в процессе обучения приоритеты студентов сместились от интересов потребителя и качества продукции в сторону максимизации акционерной стоимости, что не удивительно, если посмотреть на содержание учебных программ бизнес-школ», – отметила спикер.
Смена модели управленческого образования и ESG-трансформация бизнес-школ поможет в решении данной проблемы и ускорит формирование ESG-повестки в бизнесе. И для этого Глобальным договором ООН на Глобальном форуме «Бизнес как сила добра» в октябре 2006 года была запущена инициатива PRME (Принципы ответственного управленческого образования). Миссия PRME – трансформация управленческого образования и воспитание ответственных лидеров завтрашнего дня для продвижения устойчивого развития. Самые передовые бизнес-школы во всем мире продолжают присоединяться к данной инициативе и создают необходимые условия для наращивания ESG-компетенций у менеджмента. Евгения Пашкевич поделилась опытом интеграции Целей устойчивого развития (ЦУР) и принципов ESG в образовательный процесс ИБДА РАНХиГС.
ESG-рейтинги в мире и Беларуси
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется, зачем нужен и когда появится в Беларуси рассказал Дмитрий Данильчук, исполнительный директор рейтингового агентства BIK Ratings.
ESG-рейтинг − это мнение рейтингового агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых бизнес-решений в компании ориентирован на устойчивое развитие в экологической, социальной и управленческой сферах. ESG-рэнкинг – это проект по сбору, систематизации и анализу ESG-данных, результатом которого становится составление ТОПа объектов по ESG-оценке.
В мире ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские или рейтинговые агентства – Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям – E, S и G – и присваивают баллы. Единого подхода к формированию рейтинга пока нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
ESG-рейтинги используются при:
-
формировании инвестиционного портфеля, для оценки рисков и потенциала эмитента;
-
для повышения осведомленности общественности и контрагентов;
-
в качестве критерия на зелёных биржах.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг. Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов – страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот две главные причины:
-
подтверждена позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг;
-
ориентируясь на ESG-рейтинг, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями.
В Беларуси тоже предпринимаются шаги, но пока очень медленные для того, чтобы появился собственный национальный ESG-рейтинг, и, прежде всего, потребность в нем у рынка. «Национальный план действий по развитию зелёной экономики в Республике Беларусь до 2025 года содержит следующие задачи: совершенствование механизма финансирования зелёных проектов за счет эмиссии зелёных облигаций, привлечения зелёных кредитов; рассмотрение целесообразности налоговых льгот организациям с присвоенными ESG-рейтингами, а также для компаний, которые финансируют/ инвестируют в такие компании.
Чтобы ускорить процесс, необходимы следующие меры: формирование системы инструментов для развития рынка зелёных финансов, а также методики их верификации и сертификации; выработка консолидированной позиции регуляторов в отношении рынка зелёных финансов на национальном уровне; создание и утверждение принципов, стандартов и внедрение нормативных документов, содержащих правила и условия работы с инструментами зелёного финансирования; создание профессионального объединения участников финансового рынка для технической поддержки и обмена опытом в области регулирования климатических рисков и развития зелёного финансирования; создание комплексной законодательной базы для оценки зелёных проектов и способствование разработке методологии присвоения ESG-рейтинга национальными рейтинговыми агентствами; создание инфраструктуры рынка зелёных финансов: реестров нефинансовых отчётов и стандартов раскрытия информации, специализированных зелёных фондов и инвестиционных площадок», – отметил Дмитрий Данильчук.
На сегодняшний день около 80 крупных и средних компаний Беларуси заявляют, что ведут социально ответственный бизнес. 28 компаний – участники Глобального договора ООН. Лидерство в ESG-повестке перехватили: банки, телеком, ИТ, продуктовый ритейл.
Информация перепечатана с источника: БИЗНЕС-ШКОЛА XXI ВЕК-КОНСАЛТ