Сеть Глобального
Договора в Беларуси
Присоединиться

На пути к гендерному равенству в бизнесе: стереотипы о женском предпринимательстве

08 Июня 2021

ProWomen BY - относительно молодая организация, которая, тем не менее, уже хорошо зарекомендовала себя в Беларуси. Юлия Малькова - основательница проекта, маркетолог и бренд-стратег - рассказала про стереотипы о женском бизнесе в Беларуси и о том, чем занимается ProWomen BY.

Справочно о проекте “Важно знать”

Сеть Глобального Договора в Беларуси занимается развитием корпоративной устойчивости в стране, что невозможно без соблюдения 10 универсальных принципов Глобального Договора. В данном материале вы найдёте дополнительную, а для кого-то и новую информацию по одной из актуальных тем, связанных с повышением устойчивости бизнеса. 

Материалы, которые уже вышли в рамках проекта:

Due diligence в сфере прав человека: теория, практические советы и реальные кейсы

26% пенсионеров Беларуси хотят работать: эксперт о том, как обстоят дела с трудоустройством пожилых людей в стране

Пожилые сотрудники и выгода для компании: как обстоят дела с трудоустройством пожилых людей в России

COVID19 и бизнес Беларуси: исследование BEROC

Чем занимается ProWomen By

ProWomen By – некоммерческая организация, которая помогает женщинам зарабатывать больше. По словам Юлии Мальковой, организация начинала с информационной, образовательной поддержки женщин, работы с теми, кто хочет начать свое дело или масштабировать его, однако постепенно пришла к другим направлениям деятельности. Среди них - репрезентации женщин-эксперток в медиа и на публичных мероприятиях. 

Большая часть из возможностей, которые сегодня предлагает ProWomen By - бесплатные. На платформе есть бесплатные курсы по запуску и развитию бизнеса. ProWomen By также работает и как медиаресурс, публикуя на регулярной основе статьи о бизнесе и навыках необходимых для его успешного развития. У организации есть база эксперток и таким образом, ProWomen By соединяет журналистов и организаторов мероприятий с женщинами-экспертками. У организации также есть представительство в регионах.

Фото носит иллюстративный характер

ProWomen By работает 6-ой год. Как вспоминает Юлия Малькова, в 2015 году в открытых источниках не было ни одного исследования, посвященного женскому бизнесу: "Были исследования в целом о предпринимательстве в стране, но конкретно о том, сколько женщин, в каких они сферах, что им мешает или что помогает начинать или вести бизнес – ничего об этом вообще не было". В результате команда ProWomen By решила сделать такое исследование самостоятельно. Собранная информация дала полезные цифры и идеи на тему женского бизнеса. 

Главная цифра, которую тогда удалось узнать - 7 из 10 женщин, которые хотят открыть бизнес, так его и не начинают.

Стереотипы о женщинах в бизнесе

Спикер рассказала о стереотипах, которые нашли подтверждение в исследованиях по Беларуси.

Стереотип #1. "У меня не получится" связан с тем, что по сравнению с мужчинами женщины дают более низкую оценку своим знаниям, навыкам и опыту, необходимым для начала нового бизнеса. Таким образом, заниженная самооценка девушек и женщин снижает вероятность запуска ими своего собственного предпринимательского проекта. 

Стереотип #2. Бизнес - мужское занятие. Этот стереотип касается всего нашего общества, в котором бизнес - мужское дело. 

Примечательно, что многие респондентки, воспринимая бизнес как мужское занятие, сами не характеризуют свое дело как бизнес или предпринимательство. Они говорят о об этом так: "есть проект" или "есть хобби". При этом назвать себя предпринимательницей ведущей свой бизнес многие не решаются. 

Мнение о том, что бизнес - это мужское занятие связан с традициями, которые подкрепляются в медийном пространстве. Например, на многих бизнес конференциях женщины-спикеры или участницы представлены гораздо реже мужчин. Именно для того, чтобы сделать женщин-предпринимательниц видимыми ProWomen By и создали свою базу эксперток. 

"Женщина, которая хочет заняться бизнесом, ищет в публичном пространстве и в своём окружении подтверждения того, что ей это тоже по силам, примеры для подражания, но часто не находит их,” - констатировала Юлия. В этом случае важно, чтобы в публичном пространстве были представлены примеры успешных женщин-предпринимательниц. 

Фото носит иллюстративный характер

Стереотип #3. Женщины менее склонны к риску и реже пользуются заемными средствами. По данным ЕБРР, 9 из 10 кредитов в Беларуси выдается мужчинам-предпринимателям. По информации BEROC, вероятность отказа выдачи кредита женщинам на 55% выше, чем мужчинам. 

Почему сложилась такая ситуация? Есть по крайней мере три варианта ответа на этот вопрос. Первый - женщины реже обращаются за финансированием. Второй - банки отказывают из-за того, что женский бизнес менее маржинален или менее ориентирован на рост.  Третий - предвзятое отношение к женщинам со стороны людей, принимающих решение о выдаче кредита.

Причины, почему женщины не начинают свой бизнес

ProWomen By опросили женщин, проживающих в Минске, в областных центрах и в сельской местности включая малые города. 

Результаты показали, что минчанки не начинают свой бизнес в первую очередь из-за неуверенности в себе. При этом финансовые аспекты здесь менее важны.

В то же время для жительниц регионов именно барьер отсутствия финансирования располагался на первом месте препятствий, мешающих открытию своего дела. 

Фото носит иллюстративный характер

Женщины-предпринимательницы испытывают двойную нагрузку

Зачастую женщинам приходится оценивать, смогут ли они вести бизнес и заниматься домашними делами одновременно. Есть много исследований о том, как распределяются обязанности в семьях у мужчин-предпринимателей и женщин-предпринимательниц. Из этих материалов хорошо видно, что во многих случаях все домашние обязанности лежат именно на женщинах. Таким образом, наличие большего числа семейных обязанностей по сравнению с мужчинами также является барьером для для создания и развития женского предпринимательства. 

"Приглашая женщин написать статью или выступить, мы часто видим, что они рассматривают это не как возможность, а как дополнительную нагрузку. Подобную ситуацию тяжело изменить, так как здесь затрагивается системная проблема нашего общества", - призналась Юлия Малькова. 

По ее словам, помочь в этом может переход от транслирования традиционных ролей к поведенческой модели с равным обязанностям. Необходимо формировать информационное поле и рассказывать о том, как женщины ведут бизнес, что они при этом успевают, как выглядят и т.п. Подобные медийные материалы могут повлиять на то, как женщины будут принимать решения о создании и развитии своего бизнеса.  

"Считается, что женский бизнес менее ориентирован на рост, но одна из причин этого заключается в том, что женщине постоянно приходится взвешивать: потянет ли она новую нагрузку дополнительно к своим домашним обязанностям или нет", - отметила спикер. 

Фото носит иллюстративный характер

Что побуждает женщин заниматься бизнесом 

Юлия выделяет 2 фактора: стимулирующий и вынуждающий. Вынуждает часто сокращение дохода, потеря работы, возможность работать только по определенному графику. 

"На сегодняшний деньженщины воспринимают бизнес, работу на себя в формате самозанятости и или фриланса как дополнительный источник дохода и дополнительную экономическую возможность, но не как возможность самореализации", - отметила Юлия.

В то же время привлечение внимания к женскому предпринимательству, тиражирование успешных примеров, демонстрация женского лидерства является тем стимулирующим фактором благодаря которому в нашем обществе в будущем женский бизнес сможет избавиться от стереотипов и стать важным ресурсом для экономического развития страны и повышения качества жизни всех её жителей.