Сеть Глобального
Договора в Беларуси
Присоединиться

Как бизнесу быть экологичным: советы эксперта, как внедрить концепцию “зеленого офиса”

19 Июля 2021

О том, что заботиться о природе важно, знает большинство людей. В то же время практика показывает, что не все готовы действовать в этом направлении. Во-первых, кажется, что экологичный образ жизни является менее комфортным, во-вторых, он кажется дорогим. Когда мы говорим о бизнесе, ситуация очень похожа. Многие хотят быть/стать экологичными, но считают, что это сложно и дорого. Насколько оправданы эти опасения, мы обсудили с Дарьей Чумаковой, заместительницей директора по программной деятельности Центра экологических решений, во время онлайн-семинара "Новые знания и возможности для развития бизнеса".

Справочно 

Справочно о проекте “Важно знать”

Сеть Глобального Договора в Беларуси занимается развитием корпоративной устойчивости в стране, что невозможно без соблюдения 10 универсальных принципов Глобального Договора. В данном материале вы найдёте дополнительную информацию по одной из актуальных тем, связанных с повышением устойчивости бизнеса. 

Материалы, которые уже вышли в рамках проекта:

Чем занимается ЦЭР 

Центр экологических решений (ЦЭР), известный также как ecoidea.by —   это некоммерческое, неправительственное учреждение. В этом году ЦЭР исполняется 12 лет. Организация работает с такими направлениями, как энергоэффективность, изменения климата, обращение с отходами, химическая безопасность. 

ЦЭР реализует ряд спецпроектов, среди них такие как:

  • Зеленая карта —  интерактивная карта экологически дружественных мест и инициатив Беларуси.
  • Водный контроль —  общественный проект по мониторингу загрязнений природных водных ресурсов Беларуси.
  • Zero waste карта Минска 
  • My Cup, Please —  движение за использование многоразовых кружек.

С 2020 года изменение климата —  глобальная угроза экономике

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2020 году в топе глобальных рисков ущерба мировой экономике и безопасности прозвучала проблема изменения климата. 

—  Впервые экологическая проблема была не просто обозначена как угроза окружающей среде и здоровью – она была обозначена как угроза мировой экономике, —  констатировала Дарья. — Среди мировых компаний есть те, которые заметили это раньше других и поняли, что даже если они не работают в экологической сфере, есть большая необходимость сделать экологическую повестку неотъемлемой и естественной частью своего бизнеса. Это позволило таким компаниям не только стать более адаптированными к изменениям внешних условий, но также повысить рентабельность собственного капитала

По словам эксперта, быть экологичным не обязательно значит тратить ресурсы и пытаться адаптироваться под внешние условия, под клиентов и сотрудников, это также фактор повышения капитализации бизнеса вне зависимости от его размера. Не только крупный, но также малый и средний бизнес может стать более экологичным и устойчивым. Для этого можно включить в повестку своей компании экологический тренд, внедрить "зеленый офис" - многие действия в этом направлении можно осуществить с практически с нулевым бюджетом. 

Во время своего выступления спикерка привела примеры, которые не требуют от компании гигантских финансовых вложений, а лишь пересмотра привычек, практик, которые сложились в бизнесе.

4 "R" экологически дружественного подхода

Экологически дружественный подход основывается на концепции 4R:

  • Rethink —  пересмотр привычного подхода к покупкам и образу жизни;
  • Reduce —  сокращение количества отходов и используемых ресурсов;
  • Reuse —  вторая жизнь старым вещам;
  • Recycle —  сдача использованных материалов на переработку.

Как рационально использовать ресурсы в компании

Rethink, или рациональное использование ресурсов, подразумевает под собой переход на более энергоэффективное оборудование. Например, не секрет, что лампы накаливания абсолютно не энергоэффективны и значительно уступают светодиодным лампам, у который более продолжительный срок службы и довольно быстрая окупаемость. Срок окупаемости по старым тарифам электроэнергии составлял 1,5-2 года, сейчас это происходит гораздо быстрее, не говоря уже о электроэнергии на предприятиях.

Энергоэффективность

—  Поэтому если вдруг на вашем производстве или в вашем офисе еще используются неэнергоэффективные лампы, компьютеры, печи, то самое время задуматься о переходе энергоэффективное оборудование, —  советует Дарья.

Еще один способ использования Rethink —  поддержание микроклимата в помещении. Из-за повышения в воздухе уровня углекислого газа у команды снижается производительность. Самое простое решение здесь —  проветривание, которое решает сразу несколько проблем: во-первых, оно освежает воздух, позволяя вернуть производительность, потому что мозгу для работы нужен достаточный уровень кислорода, но и во-вторых, снижает уровень температурных заболеваний поскольку проветривание помещения снижает бактериальную и вирусную нагрузку.

Микроклимат

Вторая вещь, которая актуально в зимний период – это поддержка влажности, потому что она тоже влияет на здоровье людей, которые работают в офисах и позволяет снизить вирусную нагрузку, потому что когда наши слизистые достаточно увлажнены, работает естественный иммунитет, что в последующем сказывается на снижении количества больничных листов, а значит на то, что вы как владелец бизнеса более эффективны, вы меньше тратите своих ресурсов на больничные ваших сотрудников. 

Отказ от одноразовых товаров —  это то, что можно реализовать без дополнительных усилий. Экономически покупка многоразовый посуды обходится дороже, но это повышает лояльность клиентов и сотрудников к бизнесу, потому что в этом случае чувствуется забота. 

Кроме того, любая одноразовая посуда вторичной обработке не поддается. Это значит, что пластиковый стаканчик, используемый в течение пары минут, тут же отправляется в отходы. Наверное, никто из владельцев бизнеса добровольно не хотел бы, чтобы продукт, на приобретение которого пошли деньги компании, так мало использовался и моментально отправился в мусор.

Еще один способ рационально использовать ресурсы —  перейти на экологические товары. Есть стереотип, что быть экологичным —  дорого. К счастью, по мере развития спроса на экологичность спектр услуг расширяется и, соответственно, снижается стоимость товара. К примеру, бумага для принтера Mondi “Снегурочка”  имеет несколько экологических сертификатов, таких как FSC —  сертификат устойчивого лесопользования, сертификат Ecolabel, который подтверждает, что в составе этой бумаги нет опасных химических веществ, а цикл ее производства —  максимально экологичный. При этом бумага "Снегурочка" стоит даже немного дешевле популярной в офисах бумаги Ballet universal.

 

Бумага

Таким образом, если нет разницы в цене, почему бы не поддержать важную экологическую инициативу, приобретая устойчивую экологичную бумагу? 

—  К слову, в Беларуси тоже есть производство бумаги —  вплоть до того, что она производится из вторично переработанных ресурсов, то есть макулатуры, которую некоторые из нас собирают в офисе. Она также доступна для приобретения и стоит дешевле, порядка 5 рублей за пачку получается при оптовой закупке. То есть в этом случае экологичный не всегда значит дороже.

Дарья попросила участников онлайн-семинара выбрать из четырех вариантов наиболее экологичную, по их мнению, ручку. Были представлены: пластиковая ручка, ручка из бумажного картонного корпуса, ручка из вторичного переработанного тетрапака и ручка с металлическим корпусом. По итогам опроса лидером оказалась ручка из бумажного картонного корпуса, которая, как оказалось, является примером гринвошинга. Несмотря на то, что ее корпус действительно изготовлен из картона, в нем много клея, соответственно, корпус не может быть переработан как макулатура, кроме того, в такой ручке есть и пластиковые детали, отсоединить которые не всегда просто. Пластиковая ручка, как и ручка из тетрапака, также не являются вариантами для устойчивого офиса —  из-за невозможности повторного использования и переработки. Таким образом, самым устойчивым вариантом является металлическая ручка с заменяемым стержнем.  

Шариковые ручки

Если говорить в целом о материалах и оборудовании, которое используется в нашей повседневной жизни и жизни компании, то сейчас во всем прогрессивном мире есть тренд на то, что все товары должны быть ремонтопригодными. 

Еще один совет из области Rethink —  это офисный велосипед, который позволяет сотрудникам не использовать без большой необходимости автомобиль или общественный транспорт, а кроме того положительно влияет на здоровье. 

—  Какое-то время назад мы проводили кампанию “Офисный велосипед” или “Велосипедная компания мечты” и в Беларуси достаточно много компаний, которые поддерживают желание своих сотрудников добираться на работу и с работы на велосипеде и курсировать между встречами на велосипеде, —  отметила Дарья. —  Попробуйте, может это ваш вариант, потому что это сокращает расходы на проездные или рабочий автомобиль. Можно сначала приобрести один велосипед или самокат на всех и посмотреть насколько он будет востребован. Некоторые компании даже используют дополнительные поощрения для сотрудников, которые используют велосипеды.  

Как сократить потребление в офисе 

В этом случае представительница ЦЭР советует пересмотреть первичный подход к организации работы.

Первое, о чем следует подумать, насколько эффективно используются бланки документов: по возможности, нужно использовать обе стороны бумаги. 

Бланки

Второй совет в направлении сокращения использования —  не покупать отходы. Очень часто, повинуясь велению рынка и не анализируя, что мы делаем, мы приобретаем отходы. К примеру, литр сока стоит 2 рубля 25 копеек, некоторые же предпочитают покупать пакетики сока по 200 мл —  что выходил гораздо дороже. А если купить в офис сок в трехлитровой банке, то решение получится и вовсе безотходным —  стекло поддается переработке, а сок в итоге получается гораздо дешевле. 

Сок

Третий совет —  отдавать предпочтение покупке услуги, а не товара. Дарья Чумакова привела пример из опыта ЦЭР, когда там приобрели цветной принтер, повинуясь идее о том, что смогут самостоятельно печатать брошюры. 

—  Как вы думаете печатаем ли мы брошюры на цветном принтере? —  задала риторический вопрос Дарья. —  Конечно же нет. Но вместо этого у нас стоит гигантский принтер, который требует очень сильного обслуживания, а брошюру мы печатаем в типографии, потому что мы поняли, что некоторые услуги мы сами реализовать не можем. Нам дешевле, продуктивнее и экологичнее, чем приобретать новую бытовую технику, заказывать услугу у организации, специализирующейся на данной задаче. 

Как использовать вещи повторно

Еще один совет —  использовать вещи повторно. Например, паллеты могут превращаться в мебель и все, что угодно. Посмотрите в вашем бизнесе. Возможно вы используете какие-либо упаковочные материалы, которые можно забирать после попадания к клиентам для повторного использования. Один из самых ярких примеров повторного использования упаковки является IKEA —  компания ставит перед собой долгосрочную цель свести к нулю объем отходов, который выбрасывается на свалку. Все сотрудники компании во время работы сортируют отходы, которые затем прессуются и направляются на переработку.

Recycle подразумевает раздельный сбор отходов. Это первое, о чем думают люди, когда слышат об экологичном образе жизни. Самое простое, что можно реализовать в офисе —  сбор макулатуры и пластика, потому что другие отходы в офисах образуется в меньших количествах.

При этом важно помнить, что все переработать не получится: куда разумнее предотвращать образование каких-либо отходов.

—  В связи с этим у экологов есть своя пирамида предпочтительности обращения с отходами. Куда важнее не допустить образования отходов, чем перерабатывать и захоранивать на полигонах.

Пирамида

Инструменты, которые помогут понять, как это сделать, описаны в брошюре Центра экологических решений "Зеленый офис с нуля", которую можно скачать на сайте организации. Также в переходе к "зеленому офису" будет полезно приложение "Зеленая карта", которое можно скачать на устройства iOS и Android. Благодаря приложению можно узнать, где найти ближайший контейнер для раздельного сбора мусора, где найти экологическую организацию, которая поможет в переходе на "зеленый офис", куда отнести старые вещи и как принять участие в экологической акции. 

*При верстке материала были использованы слайды из презентации Дарьи Чумаковой