Сеть Глобального
Договора в Беларуси
Присоединиться

Почему бизнес не сможет работать вне трендов устойчивости — мнение эксперта

15 Сентября 2021

Идет набор компаний для участия во втором этапе программы Глобального Договора SDG Ambition. Присоединившись к программе, бизнес сможет установить для себя приоритетные Цели устойчивого развития и разработать конкретный план по их достижению. Почему современный бизнес не может не учитывать тренды корпоративной устойчивости разбираемся вместе с Петром КОРОТКОВЫМ, советником по работе с государственными органами и устойчивому развитию в компании 3М Россия и СНГ.

Тренды корпоративной устойчивости сегодня: какие они

Сегодня устойчивое развитие —  это некая «теория всего» для бизнес-науки. Ни один современный учебник по экономике не опускает аспект устойчивого развития. Жить и развивать свой бизнес в ближайшие 10-20 лет будет невозможно без глубокого понимания, о чем это, как это устроено и как на этом делается бизнес.

Если раньше бизнес-сообщество больше говорило о стратегиях, обсуждало механизмы и методологию, то сейчас все перестали спорить и начали действовать. Эти действия в первую очередь связаны с построением глобальных цепочек устойчивых поставок.

Устойчивое зеленое финансирование стало мэйнстримом. «Зеленые торги» в Европе — это данность, компания, которая имеет аудированный отчет по устойчивому развитию, на госторгах получает скидку от 5% до 10%.

Источник изображения - презентация спикера

Еще один тренд —  цифровизация. По мнению Петра, соединение трендов на устойчивое развитие и на цифровизацию приведет к тому, что в ближайшее время мы придем к «зеленой прозрачности». Также как сегодня по цифровому следу можно отследить жизненные треки любого человека, который пользуется мобильным телефоном или компьютером, точно так же —  и это, скорее всего, будут открытые данные —  очень скоро взяв упаковку любого товара, вы сможете легко определить всю цепочку —  от момента добычи сырья до попадания товара к покупателю. Вы сможете увидеть, каким был углеродный след, какие предприятия были вовлечены, насколько они были «зелеными».

В последние два-три года был разрушен последний форпост отрицания принципов устойчивого развития в индустрии моды и люксовых брендов. Если раньше компании высокой моды утверждали, что их потребители обращают внимание только на качество и дизайн, то сегодня они заявляют о своей приверженности устойчивому развитию: заменяют натуральные меха на искусственные, переходят на перерабатываемые упаковки и т.п.

С точки зрения позиций отдельных стран, долгое время серьезным барьером на пути устойчивого развития и достижения ЦУР был Китай, но сейчас и китайские компании в полной мере их принимают.

Что актуально для России и Беларуси

В наших странах по-прежнему есть некоторое отставание от Европы и всего мира. В то же время за последний год-полтора сделано так много с точки зрения создания условий, регулирования, продвижения идей, что скорость, с которой Россия проходит этот путь значительно выше. То что европейские страны проходили 10 лет, в России сейчас складывается за последние два года. Таким образом, мы находимся в позиции активно догоняющих.

Лидером позитивных изменений в России является государство. Если посмотреть программу последнего Петербургского международного экономического форума, то, наверное,половина всех сессий в том или ином объеме касалась именно устойчивого развития.

Важно то, что крупный бизнес сегодня перешел от декларации целей к реальным действиям и построению устойчивых цепочек поставок. 

Как работают устойчивые цепочки поставок

Рассмотрим некую условную компанию. У нее есть определенные ресурсы, ей необходима энергия для производства, нужны компоненты, которые переходят в готовую продукцию и потом идут в потребление. Затем эта продукция каким-то образом перерабатывается или направляется в отходы. Чтобы готовый продукт этой компании был максимально «зеленым», не только сама компания должна быть «зеленой», но также и сырье и компоненты, которые используются на этапе производства и используемая на всех этапах энергия —  все это должно быть «зеленым». При этом мы также не должны забывать и про устойчивое потребление и последующую переработку товаров.    

Источник изображения - презентация спикера

На текущий момент мировая экономика проверяет как минимум двух соседних участников цепочки на то, чтобы они были зелеными. Это позволяет на каждом этапе жизненного пути продукта накапливать зеленый компонент.

Другими словами, завтра будет так: кто не устойчивый, тот не в цепочке. По крайней мере, не в глобальной цепочке создания добавочной стоимости. В рамках ЕС, по нашей оценке, это произойдет уже в течение следующих 3-4 лет. 

Приведем другой пример того, как это работает и почему важно быть зеленым. Сегодня мы и наши поставщики и клиенты пересматриваем так называемую go-to-market-strategy — стратегию, с которой продукт или сервис выводится на рынок. 

Мы добавляем в описание продукта с учетом запроса нашего клиента то, насколько он устойчивый в базе, то есть насколько устойчивы мы в рамках производства этого продукта. Еще мы активно работаем над тем, чтобы наш продукт помогал потребителям становится более устойчивыми. Это значит, что при использовании нашего продукта клиенту должно быть легче достигать персональных устойчивых целей. Мы думаем, что такой подход стимулирует клиентов к принятию решений в пользу нашего продукта. Кроме того, внедрение устойчивых продуктов позволяет соединить финансовые и нефинансовые цели компании. 

Кейс компании 3М

Компания 3М более 20 лет занимается экологическими программами, инвестирует в нейтральность, борется за чистую воду. Когда сформировалась методология устойчивого развития, менеджмент компании принял решение все пересмотреть и перестроить в рамках новой бизнес-науки. 

В компании определили, в каких областях устойчивое развитие может быть наиболее успешными, исходя из той экспертизы и той специфики, которая свойственна 3М:

  • экономика замкнутого цикла;

  • борьба с изменением климата;

  • поддержка локальных сообществ, где представлены наши производства.

"Чтобы реализовать эти цели, мы вкладываем дополнительные ресурсы. В прошлом году компания объявила, что инвестирует $1 млрд в течение 20 лет для достижения целей по защите окружающей среды. Мы будем инвестировать в снижение потребления воды. Также компания ставит перед собой цель возвращать в природу воду более чистой, чем она была перед отбором для промышленного производства”, - отметил Петр.

Бытует стереотип, что устойчивым развитием в компании должны заниматься только специалисты по экологии. Тем не менее, на практике оказывается, что в компании нет ни одного подразделения, которое так или иначе не было бы вовлечено в реализацию стратегии устойчивого развития и не получало бы пользу от этого. Соответственно, чтобы компания хорошо двигалась по треку устойчивого развития, чем больше людей будет понимать, почему это важно для успеха компании, тем больше шансов, что вы добьетесь успеха. 

Источник изображения - презентация спикера

О программе SDG Ambition

SDG Ambition — это шестимесячный акселератор, цель которого — поддержать компании, которые участвуют в Глобальном договоре ООН в постановке амбициозных корпоративных целей и ускорении интеграции Целей устойчивого развития (ЦУР) в управлении бизнесом. Программа акселератора позволяет компаниям сделать существенный скачок в интеграции СУР в стратегию и бизнес-практики, а также содействует раскрытию ценности бизнеса, повышению его устойчивости и обеспечению долгосрочного роста компании.

Таким образом, программа SDG Ambition предоставляет возможности для разработки и реализации инновационных бизнес-стратегий, которые значительно увеличивают положительное влияние на ЦУР. Компании-участницы будут оценивать свою текущую эффективность, определять области риска, открывать новые возможности для бизнес-подразделений и предпринимать амбициозные действия для достижения ЦУР.

Присоединившись к программе, вы узнаете:

  • Как расставить стратегические приоритеты в действиях, направленных на достижение Целей устойчивого развития;

  • Как ставить цели в соответствии с бенчмарками программы SDG Ambition (конкретные индикаторы достижения результата) для того, чтобы существенно ускорить трансформации экономики и общества;

  • Как по-другому подойти к управлению устойчивым развитием и разработать новые системы, интегрирующие ЦУР;

  • Как создать бизнес-обоснование выбранной стратегии развития устойчивости и заручиться поддержкой людей, принимающих решений в вашей компании.

Что вы получите от участия в программе:

  • Понимание исходных факторов, воздействующих на бизнес при создании комплексной стратегии устойчивого развития;

  • Понимание процесса постановки амбициозных целей, направленных достижение реальных изменений, связанных с устойчивым развитием;

  • Знания того, как интегрировать и продвигать амбициозные цели в области устойчивого развития во всех бизнес-подразделениях путем новаторского подхода к интеграции с использованием эффективных новых технологий;

  • Возможность общаться с партнёрами из других компаний и других стран и обмениваться с ними опытом в достижении прогресса в сфере устойчивого развития;

  • Основные практические инструменты, необходимые для понимание процесса построения устойчивой и успешной бизнес-модели;

  • Понимание специфики достижения целей устойчивого развития в различных сферах и отраслях;

  • Разработаете дорожную карту достижения амбициозных Целей устойчивого развития в рамках компании;

  • Возможность презентовать достижения компании в сфере устойчивого развития на локальных и международных мероприятиях;

  • Сертификат об окончании программы.

Фасилитируемые тренинги проводят специалисты компании Accenture. Беларусские компании будут обучаться совместно с участниками российской Сети Глобального Договора. 

Обучение будет проходить на русском языке. Участие в программе SDG Ambition бесплатно для участников Сети Глобального Договора. Информацию о присоединении к Сети можно посмотреть здесь

Подать заявку на участие во втором раунде программы SDG Ambition можно до 30 сентября 2021 года. Для того, чтобы подать заявку, переходите по ссылке

Читайте также:

Идет прием заявок для участия в обучающей программе SDG Ambition — рассказываем, как присоединиться

О проблемах при измерении воздействия, совместном достижении ЦУР и ПО для устойчивости — состоялись Экспертные консультации партнеров SDG Ambition

Компании из Беларуси и России рассказали на Саммите Лидеров Глобального Договора ООН об участии в программе SDG Ambition